на главную >>>

Церковные колокола – сложный музыкальный инструмент

Профессиональная система управления колоколами

Вы хотите приобрести для храма новые колокола?

Предлагаю иначе сформулировать задачу. Храму нужны не колокола, а колокольный звон. Более 10 лет путешествую по России и другим православным странам и могу утверждать, что более 90% храмов, имеющих колокола, при этом не имеют красивого колокольного звона.
Какой-то звон конечно присутствует, но с точки зрения профессионального церковного звонаря КПД инструмента воспринимается как очень низкий.
Утрата критериев оценки красоты колокольного звона - одна из основных проблем современного колокольного искусства. Обычно считается, что колокола приобрели, подвесили и этого достаточно. Но увы, этого совсем не достаточно. Предположим, Вы купили кисточки и краски, назначили иконописцем, например, сторожа храма или алтарника, но скорее всего иконы не получится. Потому, что даже если у вас натуральная яичная темпера, кисти из сибирской белки и кипарисовая доска, то все равно - это всего лишь средства, полуфабрикат, хоть и очень качественный. Необходимо мастерство иконописца, его талант, как говорят сейчас "интеллектуальная работа", которую объективно не взвесить в килограммах и не оценить в $ за квадратный сантиметр. С колоколами - то же самое, необходимо их грамотно установить, настроить профессиональную систему управления колоколами и обучить церковных звонарей.
Причина недостаточно требовательного отношения к монтажу колоколов и настройке системы управления понятна - колокольное искусство было практически полностью утрачено за период 1917-1988гг.. Но с тех пор прошло уже более 25 лет, поэтому сегодня необходимо существенно менять отношение к делу.

Единственный способ создать красивый колокольный звон на колокольне вашего храма - обратиться к профессионалам.

Лучше всего на стадии проектирования колокольни до начала строительных или реставрационных работ. Каждая колокольня индивидуальна. Каждая колокольня - отдельный, неповторимый инструмент. Настоящий профессионал, изучив колокольню, сразу видит сколько колоколов и какого веса необходимо здесь разместить и как их разместить для создания наилучшего звучания. Колокололитейных мастерских в России и ближнем зарубежье более 25! Из них более-менее качественных 5-7. Специалист обязан знать все эти колокола по звучанию (тембру, громкости, частоте основного тона и специфики гармонизации обертонов), работать регулярно с ними, чтобы быть в курсе реального положения дел на этих литейных заводах. А положение дел часто меняется. Одни производства колоколов совершенствуются, другие - напротив, теряют в качестве. Если приходится подбирать к колоколам, уже имеющимся на колокольне, то только специалист сможет обеспечить подбор колоколов в наиболее гармоничный звукоряд.

Некоторые архитекторы и ГИПы не знают, что колокольня строится для колоколов!?

Балки под колокола тоже должны изготавливать и монтировать специалисты по подвеске колоколов. Часто даже крупные строительные предприятия отказываются выполнять работу по монтажу колоколов, потому что понимают - это специфическая задача. Масса примеров, когда несущие балки выполняются неправильно и их приходится переделывать. Таких случаев, поверьте, действительно много. И всегда звучат вопросы: "а архитектор вообще знает, что на колокольне должны находиться колокола?" или "проектировщик понимает, что на 16-ый швеллер 5-тонный колокол весить нельзя?" или "зачем смонтировали двутавр (одно ребро жесткости), когда короб намного лучше держит нагрузки на кручение?"... 

Крепеж колоколов также важная вещь. Каждый раз он также должен рассчитываться индивидуально. Это зависит от уровня (высоты) размещения колоколов, размеров балок и др. Например, большие колокола надо весить так, чтобы плечо колокола (которое идет сразу после короны) было не выше, чем верхняя точка арочных проемов. (На рисунке показана максимальная (и она же оптимальная) высота положения больших колоколов относительно арочного проема.). Что касается балок в проемах, то балка красивее смотрится в месте, где начинается закругление арки. Какой нужен кран, как поместить колокол на ярус звона, как затем поднять и закрепить его на балке внутри яруса, как при этом не повредить колокола и стены - все это также надо знать и уметь. Своими силами этого не сделать.

Настройка системы управления - завершающий и, пожалуй, самый важный этап в создании колокольных звонов. Его суть сводится к тому, чтобы всеми колоколами звукоряда одновременно мог управлять как один человек, так и ансамбль звонарей. Все должно быть удобно и легко - эрганомично.

И еще один важный момент. Лучше всего, если от начала до конца всеми работами занимается один Исполнитель (одно ответственное лицо). В таком случае и результат выше, да и будет с кого спросить.

 

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДВЕСКА ОТ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ:

 

 

параметры

 

профессиональная подвеска

непрофессиональная подвеска

1. Подбор колоколов

Четкое определение необходимого количества колоколов позволит избежать лишних затрат на приобретение ненужных колоколов. Колокола подобраны между собой в гармоничный звукоряд.

Подбор колоколов не производится, либо производится с ошибками.

2. Удобство звона

Максимальная реализация исполнительских и творческих способностей звонаря. Возможность исполнения звонов как одному звонарю, так и в ансамбле. Минимальные физические нагрузки при игре на колоколах.

Реализуется малая часть от имеющихся возможностей. Подвеска неудобна для исполнителя. Зачастую предназначена только для ансамблевой игры.
Большие физические нагрузки.
 

3. Красота звона

Колокола полностью раскрывают свое звучание – не мешают друг другу. Их звук не перекрывает звучание соседних колоколов и не смешивается с ним.

Важно, чтобы звук был красивым, прежде всего для тех, кто находится внизу, и только во вторую очередь важен звук на самой звоннице.

Из-за неправильного расположения колоколов на звоннице и между собой какие-то колокола могут быть не слышны или наоборот, могут слишком выделяться.

Как правило, отсутствуют специальные приспособления подвески, а акустические свойства корпуса-резонатора (колокольни) не учитываются.

Звучание колоколов может быть нарушено неправильным звукоизвлечением. Неграмотное расположение колоколов между собой дает резонансы в звучании либо эффект частотного дисбаланса.

Раз нет профессионального инструмента, значит, нет и обученных звонарей, владеющих этим инструментом.

 

4. Громкость и дальность звучания

Учитывается частотный баланс всех колоколов звукоряда. Использованы акустические возможности колокольни. Звук распространяется со звонницы свободно, соответственно не приглушается и не теряет частотных и других характеристик.

Реализуется лишь часть от возможностей колоколов и акустических свойств звонницы.
Из-за неправильного расположения колоколов на звоннице утрачивается не только красота звучания, но и сила звука.
 

5. Репертуар звонов

Все канонические звоны Православной Церкви, а также традиционные звоны многих православных храмов России и других стран. Владение различными техниками игры.

1-2 звона. Невозможность исполнения ансамблевых звонов.

6. Безопасность звонаря

Определение правильного месторасположения звонаря, наличие элементов экипировки. Грамотная подвеска колоколов значительно снижает риски звонаря

Не предусмотрены погодные факторы (холод, ветер и др.) Высокая травматичность. Риск профессиональных заболеваний от громкого и резкого звучания инструмента.

7. Сохранность колоколов

(увеличение срока гарантии на некоторых производствах)

Грамотный монтаж, а также профессиональная техника игры с правильным звукоизвлечением создают необходимые условия для хорошей сохранности колоколов. Со стороны звонаря должен осуществляться технический контроль.

Высокая степень износа колоколов от неправильного крепления к балкам, от слишком близкого расположения между собой, от чрезмерных усилий звонаря при игре на колоколах  и др.

8. Колокольня, несущие балки

Нагрузка на звоннице должна распределяться по возможности равномерно. Необходимо учитывать факторы раскачивания колоколов во время звона, а также воздействия звуковых вибраций

Чаще всего к работам не привлекаются профессиональные инженеры и архитекторы. Соответственно не учитываются факторы динамических нагрузок и равномерного распределения массы на звоннице

9. Внешний вид

Несмотря на то, что в колоколе - главное звук, внешнему виду колоколов уделяется большое внимание

Об эстетической стороне дела говорить чаще всего не приходится, либо внешний вид подвески находится в полном несоответствии с функциональными требованиями инструмента

10. Дополнительные возможности

• Обучение звонарей

• При невозможности найти настоящего звонаря - монтаж автоматической системы управления колоколами

• Изготовление и монтаж башенных часов с боем на колоколах

• Подсветка, электрификация

• Запасной такелаж

При создании подвески возможность качественного обучения звонарей и установки дополнительного оборудования не предусматривается

 

  +7 916 741 11 67

 kolokola@kolokola.ru