на главную >>>

 

О ЛИТЬЕ КОЛОКОЛОВ

критерии качества колоколов

 

  В наше время очень непросто найти хороший завод по изготовлению колоколов. Часто литейщик сам не слышит звука отлитого им колокола из-за почти полного отсутствия музыкального слуха. Но бывает так, что, не имея никаких музыкальных способностей, он может лить колокола, которые не уступают по звучанию старинным. В наше время какого литейщика ни возьми — каждый пытается создать свой профиль и, может, неосознанно, вносит в колокол что-то от себя.

  Известно, что скульптор или художник в любое свое творение вкладывает частичку себя. Так и литейщики — посмотришь на него и на колокол, — а ведь похожи! Например, литейщик коренастый, округлый, и колокол у него — крепыш. Если литейщик “перпендикулярный”, жесткий, как офицер, — у него и колокола получаются с четкими углами, по-военному скупо и строго. Так что индивидуальность мастера играет свою роль. Хотя форма, конечно, не главное, главное — звук. Если мастер человек воцерковленный и старается для Бога, не мешает Ему, то и колокола по благодати Божией выходят прекрасные. Колокол для верующего литейщика — православная святыня, икона в звуке».

   

Уже несколько лет на сайте www.zvonar.ru проводится опрос на тему: "Что является самым главным в колоколе?"

На сегодняшний день результаты опроса показывают следующее:

Самым важным критерием качества колоколов 75% опрошенных считают высоту звука* (частоту основного тона) и тембр** звучания колокола. 16% отдали предпочтение громкости звука, чтобы колокол было слышно как можно дальше. 8% считают, что главное в колоколе - его форма, т.е. правильное соотношение диаметра, высоты и толщины стенок.
 

Красоту орнаментов и икон, равно как и обработку поверхности никто не счел самым главным в колоколах. А такие параметры как прочность и долговечность колокола, обеспеченные качеством сплава вообще находятся вне обсуждения, так как являются базовым условием, без которого отливку вообще нельзя признать готовым изделием.

 
Действительно, красота внешнего вида имеет важное значение, если освящение новых церковных колоколов становится событием не только для общины храма, но и, например, для всего города, района... Приезд Владыки, большое стечение народа, телевизионные съемки - колокола должны выглядеть красиво, чтобы возвещать Торжество Православия не только своим звуком, но и видом.
А если этого нет, то внешний вид имеет лишь второстепенное значение, приобретая больше практический смысл: информация о дате отливки и производителе, указание принадлежности храму, дарственные надписи... Все это впоследствии видит лишь звонарь на колокольне, а для батюшки и прихожан главное то, как колокола будут звучать.
 
На мой взгляд, говорить о критериях качества звучания колоколов можно лишь изначально правильно определив суть самого явления - колокольного звона. По моему убеждению, в данном вопросе нельзя говорить о колоколах как отвлеченных физических объектах. Под качеством колокола мы должны понимать прежде всего КРАСОТУ звука. А когда мы имеем дело с категориями такого порядка, как красота, возникает необходимость применять совершенно иные методы исследования. Здесь должен преобладать фактор человеческого восприятия. И несмотря на то, что этот фактор является субъективным с точки зрения науки, только он и может иметь практический смысл.
 
Чтобы лучше объяснить свою мысль, приведу пример из другого раздела физики - колориметрии.
Как-то раз у меня возник спор с одним профессиональным дизайнером по поводу вот этой незамысловатой картинки:

 
 
 
Он утверждал, что в фоне преобладает зеленый цвет, а для меня было очевидно, что цвет преимущественно голубой, точнее серо-голубой, а зеленого нет вовсе. Но когда мы проанализировали цветовую модель, то оказалось, что базовыми цветами являлись зеленый и синий! Действительно сочетание зеленого с синим глаз воспринимает как голубой. Субъективно я оказался прав. Но отрицая присутствие зеленого я ошибся, в то время как от профессионального дизайнерского взгляда моего оппонента этот цвет не ускользнул. Вообще все многообразие цветовых тонов можно свести к трем цветам: красному, зеленому и синему, а воспринимаемые оттенки спектра будут являться уже результатом интерпретации сочетания этих цветов человеческим мозгом. Такое свойство восприятия используется при построении различных цветовых моделей, например, в компьютерном дизайне и полиграфии.


 
Подобные явления, или, можно сказать, феномены восприятия, можно встретить и при исследовании звука. Известно, например, что иногда чистые интервалы могут слышаться как диссонирующие. Из-за свойств слуха, мы можем слышать в спектре несуществующие гармоники, разностные и суммарные тоны и т.д. И чем больше разновысотных звуков, образующих интервалы между собой, тем больше может восприниматься субъективных тонов. Кроме того, восприятие звука может меняться из-за многих косвенных факторов, например, таких как физические нагрузки, эмоциональное состояние и др.

Я не хотел бы спорить с тем, что гармонию можно изучать, используя объективные научные методы. Благодаря этому можно получить ценные результаты, которые в свою очередь можно использовать для литья колоколов, например, расчетов зависимости звукового спектра колокола от его профиля и т.д. Но надо понимать, что красота гармонии - это прежде всего субъективная категория. Поэтому важно не упустить из исследования методы изучения практического восприятия.

Мне нередко приходится настраивать систему управления на звонницах с комбинированными наборами колоколов, когда к старинным колоколам добавляются современные отливки. Бывают совершенно курьезные случаи, когда действительно, старинный колокол на полтонны может звучать ниже и басовее чем тысячекилограммовый новодел. Речь идет не просто об основном тоне, но о всей звуковой палитре колокола в восприятии человека. Более того, такие старинные колокола имеют более красивый тембр и гораздо богаче обертонами. Причем не всегда и громкость звучания более тяжелого колокола выше. Когда сравниваешь звук подобных колоколов с улицы, не видя их, то сложно отделаться от ощущения, что старинный колокол тяжелее и мощнее. Эта особенность восприятия возникает из-за простой логической зависимости - желания придать более низкому и мощному звуку больший вес.

Очень важен звук в момент удара. Характеристики именно этого звука имеют наибольшее значение в общем звучании колокола. Особенно это чувствуется во время исполнения. Унтертоны колоколов во время игры образуют собой как бы "фон звона" и слушаются как некое исонное сопровождение для основного звучания. И если у старинных колоколов это выглядит естественно, то при игре на некоторых "высоких" колоколах "гудение" иногда воспринимается в отрыве от звуков самих колоколов.
 
Безусловно, в колоколе важны все критерии, указанные в опросе. Звук колокола должен быть красивым, поэтому низкая частота основного тона, хоть и главный, но всего лишь один из параметров, который имеет значение только при соблюдении всех остальных.

Современная история литья колоколов насчитывает всего 18 лет. Колоколов, полностью соответствующих всем требованиям качества, к сожалению, выпускается крайне мало. Даже наиболее известные на сегодняшний день изготовители регулярно допускают недоработки. С другой стороны, в системе государственного механизма России отсутствуют ГОСТы, технические требования, стандартизация а, соответственно, и правовые основания, позволяющие четко определять критерии качества при приемке колоколов. Оценка возможна только по внешним признакам, например, качество сырья или точность соблюдения технологии. Но такая оценка не гарантирует главного - красивого традиционного звучания. А это самое главное требование к колоколам. Существующий пробел в регулировании данного вопроса восполняется проведением экспертной оценки.

  +7 916 741 11 67

 kolokola@kolokola.ru

 

-------------

* ТЕМБР - это качество звука (его "окраска", "характер"), которое позволяет различать звуки одной и той же высоты, исполняемые на различных инструментах или различными голосами. Т. связан со сложным характером звуковых колебаний и зависит от того, какие обертоны, (частичные тоны) сопутствуют основному тону и в каких областях звукового спектра они особенно сильны;
 

** ВЫСОТА ЗВУКА - это качество звука, определяемое человеком субъективно на слух и зависящее в основном от его частоты, т. е. от числа колебаний в секунду. С ростом частоты В. з. повышается. В небольших пределах В. з. изменяется также в зависимости от громкости звука и от его тембра. Высота сложных звуков определяется частотой основного тона, вне зависимости от соотношения между его амплитудой и амплитудой более высоких слагающих.